Самодельные челн, лодка

Автор: Большая-Рыбалка, просмотров: 3825

Долбленый челн делают из осины или тополя. От дерева толщиной в обхват (диаметром 40-50 сантиметров) отрезают бревно длиной 4 метра, очищают его от коры и обтесывают оба конца, придавая будущему челну веретенообразную форму. Затем по всему бревну через каждые 10 сантиметров, помечают угольком продольные и поперечные линии, а на пересечениях их просверливают пятимиллиметровым буравчиком или промигают гвоздем отверстия: по бокам на глубину 2,5-3, а снизу - на 3-4 сантиметра (рис. 1,А,Б). В каждое отверстие забивают соответствующей длины колышек из сосновой коры. После этого в верхней части бревна прорубают две выемки шириной 20 сантиметров каждая и через них выбирают топором и овальной стамеской сердцевину. Долбить нужно до тех пор, пока не появятся в стружках крошки сосновой коры от забитых в отверстия колышков. Таким способом добиваются, что борта и днище челнока получаются нужной толщины.


Самодельные челн, лодка

Рисунок 1

 

Когда сердцевина бревна окажется вся выбранной, тогда будущий челн переворачивают вверх дном, устанавливают его на чурки и разводят под ним во всю длину тлеющий костер, чтобы его тепло хорошо распарило древесину. Когда она станет податливой, ее разводят в стороны с помощью распорок, последовательно, через полчаса или час увеличивая их размеры. Одновременно древесину следует поливать горячей водой, иначе корпус может треснуть. Эта работа продолжается часов пять. Боковые стенки челна закрепляют шпангоутами - поперечными распорками (рис 1, В, Г, Д, Е), сделанными в соответствии с размерами челнока из изогнутых березовых сучьев. Готовый челн надо просушить на солнце, а дно и бока просмолить гудроном, битумом или "варом" - вареной черной смолой. Если челн получился недостаточного водоизмещения, то у него увеличивают и усиливают шпангоуты, а к бортам прибивают по одной широкой доске (рис. 1, внизу). На таком челне можно пристроить уключины для плавания на веслах.


Самодельные челн, лодка

Рисунок 2 

 

Челн с дополнительными досками переворачивают вверх дном и щель между доской и челноком тщательно конопатят паклей, а если ее нет, то расплетенной и размочаленной бечевкой. Конопатят широкой отверткой или притуплённой стамеской, можно и топориком. Места сопряжения бортов с досками по всей длине заливают битумом или "варом". Для изготовления, плоскодонной деревянной лодки грузоподъемностью около тонны необходимы семь четырехметровых досок шириной по 25 и толщиной 2,5-3 сантиметра и 220 штук (I килограмм) восьмидесятимиллиметровых гвоздей толщиной 3 миллиметра. Доски должны быть гладко отструганы и хорошо выравнены по всей длине, ширине и толщине. Выбирают три доски, по возможности без сучков, и, придав им сигарообразную форму, сколачивают из них дно, заклинив их между вырезами, сделанными в двух бревнах (рис 2, А). Затем из бревна вытесывают форштевень, а из березовых сучьев заготавливают три шпангоута: один шириной 15 сантиметров с развалом кверху до метра, два других шпангоута поуже, соответствующие ширине днища лодки на расстоянии метра от носа и от кормы. Из доски толщиной, 3-4 сантиметра делают кормовой транец.


На форштевне, корме и шпангоутах вырезают зарубки, равные по глубине толщине досок, а по длине - на 5 сантиметров меньше ширины досок. Этого достаточно, чтобы нижние бортовые доски своими ребрами заходили на 2 сантиметра ниже днища, а верхние бортовые доски Находили бы на нижние на 3-5 сантиметров. После этой подготовки форштевень, шпангоуты и корму прибивают к днищу. Затем его переворачивают и под него, отступая на полтора метра от форштевня, подставляют узкие козлы и носовую часть сверху фиксируют жердью, привязанной между двух стоек (рис. 2, Б). Нажав на корму, днищу в передней, носовой, части придают желаемый прогиб (сантиметров на 10-15) и прибивают с боков нижние бортовые доски, а затем и верхние. Доски эти крепят надежно забивая гвозди через каждые 10 сантиметров и загибая их вышедшие наружу концы. Пока доски сухие, все щели в лодке конопатят паклей и заливают битумом или "варом", а дно и борта пропитывают снаружи. Готовую лодку оснащают двумя веслами на стальных вилкообразных уключинах, шарнирно укрепленных на веслах болтами. Штырем уключину вставляют в шарнир из стальной трубки, заколоченной в деревянную подушку, прибитую к борту (рис. 2, В). На этой лодке можно плавать и с подвесным мотором.

Категория: Мастерская рыболова » Изготовление плавсредств